Осенние мотивы в
произведениях русских писателей
Задорожняя
Анастасия Андреевна
ученица 10-Б
класса МОО «Специализированная школа-
Лицей
информационных технологий города Енакиево»
Скоблей Лидия
Степановна, учитель
украинского языка и литературы, учитель высшей категории, учитель-методист МОО
«Специализированная школа-Лицей информационных технологий города Енакиево»
Аннотация В
тезисах упоминается о поэтах, их интересных
произведениях, в которых описываются мотивы осени.
Новизна В работе раскрывается очень важная и малоизученная
тема в русской литературе - использование необычайных красот русской природы в
осеннюю пору в произведениях русских поэтов.
Актуальность и уникальность исследования вызвана неугасающим
интересом писателей подмечать богатство, величие и неистовость красок осени и познакомить с удивительными и
великолепными чертами осени в произведениях русских писателей.
Ключевые
слова: мотивы осени,
стихотворения, писатели, фольклор, образы осени, природа.
Осень занимает особенное место
в творчестве поэтов в силу своей таинственности и загадочности.
Осенняя пора очень изысканная, ласковая, кроткая и нежная.
Авторы всегда затрагивали эту тему в своих произведениях. Заметную роль в её
развитии играют русские поэты, которые считаются общепринятыми мастерами
описания природы.
Обратимся к некоторым необычным
страницам творчества отдельных писателей. Александр Сергеевич Пушкин в своих
произведениях отобразил все времена года, но всё же, после прочтения его
стихотворений, можно сделать вывод, автор предпочитает описывать краски осени,
нежели других времён года. Восторг и разочарование, уединение и любовь, печаль,
и уныние - все эти эмоции соединяются в произведениях А.С.Пушкина. Поэт совершенно в каждом времени года находил
своеобразное восхищение. У автора не было особенных тем для написания шедевров,
ибо источником его вдохновения была скоротечная жизнь со всеми своими
красотами. А.С.Пушкин невероятно ценил,
понимал и уважал природу во всём её обличии. Её прекрасные ароматы, приятные
звуки, буйство красок, но преимущество он отдавал осени и именно этой поре
писатель посвятил большое количество своих непревзойденных стихотворений:
Дни
поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.
Все эти неповторимые строки
подчёркивают вечную любовь писателя к осени. Александр Сергеевич был счастлив
осенью. Все его стихотворения про эту превосходную пору всегда наполнены теплом
и ласковостью к её дарам. Он один из немногих, кто смог разглядеть в этом
невероятном времени года своеобразную красоту.
Иван Бунин – русский писатель, который
изобразил в своих произведениях к осенней поре невообразимую нежность.
Стихотворения поэта об осени наполнены гармонией, светом, любовью и чистотой.
Они показывают хрупкость и превосходную красоту мира природы, учат ценить и
беречь её. Всё его творчество о данном времени года выражают его тихую любовь к
ней и человеку.
Последние
мгновенья счастья!
Уж
знает Осень, что такой
Глубокий
и немой покой —
Предвестник
долгого ненастья.
Глубоко,
странно лес молчал
И
на заре, когда с заката
Пурпурный
блеск огня и злата
Пожаром
терем освещал.
После прочтения данных строк,
ты ощущаешь все эти моменты, чувствуешь осенние запахи леса и восторгаешься
способностью И.Бунина реализовать на листе бумаги всю осеннюю красоту и
богатство.
Федор Иванович Тютчев – известный русский поэт, изображавший природу как живое создание,
которое существует, чувствует и переживает. Писатель демонстрирует, насколько
близко связана жизнь человека и природа. В стихотворениях Федора Ивановича, которые
посвящены русской природе, можно прочувствовать
неизменную и равную любовь поэта ко всем временам года. Автор с неимоверным мастерством, грацией и лёгкостью
пишет о неведомой осени, которая раскрывает свои тайны изо дня в день:
Есть
в светлости осенних вечеров
Умильная,
таинственная прелесть :
Зловещий
блеск и пестрота дерев,
Багряных
листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная
и тихая лазурь
Над
грустно-сиротеющей землёю
И,
как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый,
холодный ветр порою,
Ущерб,
изнеможенье — и на всем
Та
кроткая улыбка увяданья,
Что
в существе разумном мы зовём
Божественной
стыдливостью страданья.
Алексей Константинович Толстой
– русский поэт и драматург ХIХ века. Произведения об осени в творчестве А.Толстого отображают нам чувство утомившейся природы. Они
о лучезарных днях, опадающих листьях, о свежем, только что прошедшем дожде.
Осенняя пора в стихах писателя тосклива и лучезарна, мечтательная и таинственна.
Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья
пожелтелые по ветру летят.
Лишь
вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти
ярко-красные вянущих рябин.
В стихотворении «Осень» автор
очень ярко и неповторимо описал осеннюю природу. Для её описания автор использует
пожелтелые листья, которые летят по ветру и обсыпают бедный сад. Значительную
окраску стихотворению придают «кисти ярко-красных вянущих рябин», акцентирующие
внимание на красочность и живость непревзойдённой осени.
Многие писатели любили такую
прекрасную пору, как осень. Они величали её в своих стихотворениях.
Различные поэты ощущали и изображали данную пору
своеобразно. Каждый автор упоминал в
своих произведениях об этой очаровательной поре. В стихах писателей
присутствуют характерные черты, присущие осенней поре, а именно: красочность,
яркость образов, величественность и выразительность.
Описание осени позволяет творцам выразить на листе бумаги
самое заветное, скрытое, именно то, что, хранилось в тайне самого себя.
Литература:
1. Бунин И.А. Поэзия и проза /
Предисл., сост. и примеч. П.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1986.-384 с., ил.-
( Школьная б-ка)
2.Пушкин А.С. Избранные
произведения: Стихотворения; Евгений Онегин; Повести. – Симферополь: Таврия,
1979. – 416 с., ил. (Школьная б-ка)
3.И.Никитин, А. Плещеев, Ф.
Тютчев, А. Майков, А. Фет.
Антипова
Анастасия Сергеевна,
ученица
10-Б класса МОО «Специализированная школа – Лицей информационных технологий
города Енакиево»
Скоблей
Лидия Степановна, учитель украинского языка и литературы, учитель высшей
категории, учитель-методист МОО «Специализированная школа – Лицей
информационных технологий города Енакиево»
|
Аннотация В
тезисах упоминается о пополнении страниц литературы творчеством писателей родного края
, а также о писателе -сказочнике Анатолии Яковлевиче Речкине.
Новизна
В данной работе впервые дня нашего родного города были собраны материалы
о Речкине Анатолие Яковлевиче
и его творчестве.
Актуальность и уникальность исследования Написанная работа по фольклору родного края собирает и
систематизирует знания об удивительном, но
малоизвестном, писателе – сказочнике. Сказки писателя воспитывают
чувства доброты и порядочности , веры в победу добра над злом , а также гордость
за то, что у нас есть такой прекрасный и
удивительный писатель.
Ключевые слова: Анатолий Речкин,
писатель, журналист, Донбасс, родной край, сказки, прозаик, творчество.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
Донбасс – наша родина , мы здесь родились
и выросли. Любовью к своей земле, своему городу начинается огромное чувство
патриотизма – той
объединяющей силой, что поможет нашей молодой Республике вырастить поколение
истинных граждан, которые будут любить наш родной край не на словах, а на деле.
Донецкий
край является малой родиной для многих писателей. Существенным является то,
что, родившись или обучаясь здесь, или приехавшие сюда работать, они писали о
нашем крае, писали поэтично и увлечённо.
Целью
настоящих исследований было разностороннее изучение биографии и произведений
малоизвестного писателя- сказочника нашего города и влияние его творчества на
нас.
Анатолий
Яковлевич Речкин родился
28 февраля 1947 года в городе Карабаш Челябинской области. Ребёнком
вместе с родителями приезжает в город
Енакиево. После окончания шестого класса
Речкины
переезжают в село Солдатское Шаталовского района Белгородской области. После окончания средней
школы Анатолий снова возвращается в город Енакиево. Он устраивается
на работу на
Енакиевский металлургический
завод слесарем. С 1966 по 1968 годы -
была его служба в
армии. После демобилизации из
армии снова работал на Енакиевском металлургическом заводе. В 1973 году
переходит на работу фотографом, а в 1991 году возвращается на ЕМЗ, где работал и до последнего времени.
[1]
Прозаик. Он выпустил несколько
книжек сказок. Первая книжка «Как лентяй
смерть уморил» увидела мир в
1992 году. А в 1999 году вышла
вторая книжка писателя под названием «Пулей
и Мюнхаузен». [1]
Родной Донбасс. Мне нравится его необыкновенная красота, дым завода на
фоне голубого неба, цветущие сады
яблонь ранним весенним утром, пение соловья тихой летней ночью. Я люблю простых людей с открытой душой , с
чистым и добрым сердцем. Особая гордость
родного города – творческие люди. Поэтому, анализируя сказки писателя
родного края Анатолия Речкина – убедилась
в том, что творчество связано с главными преимуществами нашего края, с его интересными людьми.
Знакомство с фольклором, литературой родного края учит
нас ценить всё лучшее, что создал народ, ценить теплоту сердец
и добро в людях.
Когда обращаешься к
сказкам поэта – земляка А.Речкина, то постигаешь много
прекрасного в родном городе, и поэтому его творчество завоёвывает детские сердца и
особое внимание. [2]
У
автора есть интересная и
уникальная сказка «Лев и орёл», которая
обращает наше внимание на то,
что в жизни каждый человек должен
заниматься любимым делом, работой, которая
каждому под силу. [2 ]
«Три
дня откармливал орёл льва, пока тот снова не набрался сил. Когда же лев
почувствовал себя, как и прежде - здоровым и сильным - он подошёл к орлу и
сказал:
«-Прости меня,
брат, за мою самоуверенность. Я был неправ. Ты прожил долгую и мудрую жизнь, но
я не внял твоему совету и получил за это хороший урок. Я возвращаю тебе твои
крылья. И пусть они, как и прежде, служат своему хозяину верой и правдой.
-Я рад, что ты
понял, что в жизни каждому из нас место там, где отведено природой,- сказал
орел. - Рыба должна плавать в воде, птица - летать в небе, зверь - ходить по
земле». [2]
С тех пор лев
стал каждый день приносить старому орлу кусок свежего мяса. А полученный урок
он запомнил на всю свою жизнь. И уже никогда больше не мечтал стать царём птиц
.
Каждая сказка — это
маленький и удивительный мир со своими персонажами и интересными
законами. Удивительная природа, персонажи сказок, разнообразные
ситуации и финал в сказках не
повторяются . Сказки о животных читать
всегда любопытно. Ведь до самого конца сказки не знаем, чем закончится сказка.
Превосходно воспринимаются детьми
различные герои сказок. Это и есть настоящие сказки!
Жадность
– самое плохое человеческое качество. Бытовые сказки высмеивают этот порок. Герои сказки расскажут
малышам о том, почему не надо жадничать,
и как приятно делиться тем, что у тебя есть. Сказка писателя родного края «Как
жадность барина погубила»
обращает особое внимание на пороки человека.
«Засеял барин целое поле арбузами. А сторожем
нанял бедного Игната, что по соседству жил.
-Только уговор, - говорит барин. - Ежели
сохранишь урожай невредимым - три телеги арбузов получишь, а коли хоть один про
- моргаешь - домой с пустыми руками воротишься.
-Хорошо, - согласился Игнат…»
Всё лето охранял он арбузное поле. Год
выдался урожайным, и выросло арбузов видимо-невидимо. Барин сказал, что завтра надо будет убирать арбузы.
Но тут на арбузное поле прилетела огромная птица.
«-Помоги
мне, добрый человек! Захворали
мои детишки,ничего не едят , сладкого просят. Дай мне один арбуз.
[2]
Задумался Игнат: «Что же делать? Дашь
арбуз - одна беда будет, а не дашь- другая беда может приключиться. Но двум
бедам не бывать, а одной не миновать».
Эта сказка
учит ценить то, что есть, быть щедрыми и добрыми, делиться тем, что
имеешь.
А
ещё рассмотрим сказку «Еремей, ветер и мельник».
Жил в
одной деревне мужик, которого
звали Еремей. У него однажды кончилась в доме мука. Нечем детей кормить,
хлеб не спечёшь.
«-Ступай – ка ты к мельнику, - говорит ему
жена. - Авось, пожалеет он детушек наших
да, глядишь,и даст взаймы хоть полмешка муки.
-Он кому
полмешка даст, с того потом три взыщет, - отвечает Еремей.
-Ничего, Еремеюшка, сходи! Авось, счастье
– то и улыбнётся».
Еремею делать нечего, взял он мешок и пошёл к мельнику муки просить. Заходит он к
нему в дом, а в это время мельник сидит
за столом и чай пьёт.
«-С чем пожаловал?- спросил он недовольно.
-А пришёл я к тебе с просьбой.
-Уж не зерно ли на муку смолоть хочешь?
-Нечего мне молоть - нету в доме ни
зёрнышка. Дай мне взаймы хоть полмешка муки.
-Хорошо, дам я тебе муки, - говорит мельник,- но с одним
уговором. Видишь, мельница моя не работает?
-Вижу,- отвечает Еремей.
-А знаешь - почему?-Как не знать, -
говорит Еремей.- Ветра-то нет, оттого и
не работает ».
Игнат
очень трудолюбивый и честный
человек. А вот барин какой?
Он предложил Игнату добыть ветер. Игнат
сказал, что это невозможно.
«-Да как же я его добуду?- удивился Еремей.
-А это не моё дело. Тебе мука нужна - ты и
думай!- сказал мельник и вытолкал Еремея
за дверь».
«Тяжкие
дни настали для мельника … Так был
наказан мельник за свою жадность да
слово нечестное».
Независимо
от возраста каждый из нас хоть раз в своей жизни вспоминал те чудные моменты своей
детской радости в предвкушении очередного путешествия в мир сказок. А ведь в
жизни каждого ребёнка должны быть счастливые моменты, наполненные радостью и
волшебством!
Родной край. Он всегда любим. Человек любит
свою страну и помнит всегда о
ней.
Родной край мы не
выбираем. Тут всё родное и дорогое с детства.
Родной Донбасс.
Мне нравится его необыкновенная красота,
дым завода на фоне голубого неба, цветущие
сады яблонь ранним весенним утром, пение соловья тихой летней ночью. Я люблю простых людей с открытой , с чистым и добрым сердцем. Особая гордость родного города – творческие люди. Поэтому,
анализируя сказки писателя родного края Анатолия Речкина – убедились в том, что творчество
связано с главными приоритетами нашего
края, с его интересными людьми. [3]
Знакомство с фольклором, литературой родного края учит
нас ценить всё лучшее, что создал народ, ценить теплоту сердец
и добро в людях.
Когда обращаешься к
сказкам поэта – земляка А.Речкина, то постигаешь много
прекрасного в родном городе, и поэтому его творчество завоёвывает детские сердца и
особое внимание. [3]
Ознакомившись
с творчеством поэта-сказочника, я
смогла сделать вывод, что
А.Речкин в своих удивительных сказках
тонко и красочно
раскрыл читателям такие необыкновенные
темы как красота человеческой
души, размышления о добре и зле, коснулся вредных привычек человека, учит быть настоящими хорошими людьми.
Список литературы
1.Не хлібом єдиним. Антологія. - м.Єнакієво-Донецьк :
Кассіопея, 2000 р. – 384 с.
2. Речкин Анатолий
Яковлевич. «Как лентяй смерть уморил».
Сказки. Редакционно-издательский отдел областного управления по печати. г.
Донецк, 1992 г.-178с.
3.Новикова А.М. «Русская поэзия XVIII –первой половины
XIX века и народная песня», Просвещение, 1982г.-192с.
Интернет
ресурсы :
4.
http://enakievets.info/index/izvestnye_enakievcy/0-14
5.
http://www.enakievo.org/index.php?id=7627
6.
http://www.enakievo.org/index.php?id=7627
В МИРЕ СКАЗОК…
Беспалов Никита
Александрович,
ученик 5-Б класса
МОО «Специализированная школа-
Лицей
информационных технологий города Енакиево»
Скоблей Лидия
Степановна, учитель
украинского языка и литературы, учитель высшей категории, учитель-методист МОО
«Специализированная школа-Лицей информационных технологий города Енакиево»
Аннотация в тезисах
рассказывается о разнообразных русских сказках, их восхитительных героях, которые
оказывают влияние на нас в повседневной жизни.
Новизна В этой работе
открывается очень важная тема русских сказок
в литературе.
Актуальность
и уникальность изучения
порождена большим
интересом детей к сказкам, поэтому
подробно были проанализированы
сказки
как величайшего наследия прадедов для выявления системы ценностей народа, представить их воздействие
на настроение и характер читателя, а также познакомить с поразительными
и отменными персонажами в сказках.
Ключевые
слова: сказки,
жанры, литературные
сказки, эпитеты, за-
чин, концовка.
Нет сказок лучше тех,
которые создает сама жизнь.
Сказки с детства учат
нас прекрасному и необычному, верить,
что добро побеждает зло. Каждая из них, как и их сюжет уникальна. То есть одна
сказка учит доброте, умению сострадать другим людям, другая же учит правильному
поведению в общении с окружающими нас людьми. Все сказки очень интересно
читать независимо от их сюжета. В каждом произведении этого жанра литературы или фольклора, спрятана мораль – вывод,
сделанный из сказки. Вот я вам и поведал, что же такое сказки. А теперь овладеем
этим жанром более детально.[1]
Так
же как и народная литература имеет жанры, у сказки тоже они есть. Всего их три.
Первый жанр – это сказки о животных. Второй – бытовые сказки, а третий – волшебные
сказки. В жанре «Сказки о животных», обычно рассказывается о лесных зверях,
которые водились на Руси. Также в этом жанре сказки высмеиваются плохие
качества людей, которые представлены персонажами животных. То есть: лисица, ласкова
погубица – в этом образе выражается хитрый человек, а зайчиком-побегайчиком
выражается трусливый человек. Сказки этого жанра это: «Лиса и волк», «Лиса и
журавль», «Теремок», и так далее. [1]
Второй
жанр сказок – это бытовые сказки. У этих сказок есть три вида:
социально-бытовые, сатирико-бытовые, волшебно-бытовые. В них чаще всего
рассказывается о том, каков труд царевны, каков быт у бабы Яги… Перечислению
всего этого, можно сказать, нет предела. К этому жанру сказок можно отнести
сказки «Кашица из топора», «Жена спорщица», Мужик и поп» и многие другие. [1]
Ну и
последний, третий жанр – это волшебные сказки. В них повествуется о волшебных
навыках персонажей произведения. К этому жанру относятся сказки: «Морозко», «Золушка»,
«Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» и так далее. Теперь мы достаточно знаем о жанрах русских народных сказок, а я двигаюсь
дальше. [2]
Как нам уже известно, в сказках бывают отличия. Помимо
жанров, сказки делятся ещё на две группы. Это народные сказки и литературные.
Слово «Народные» говорит само за себя. Народные сказки обычно относятся к
сатирическим, былинным, волшебным, бытовым и богатырским. Эти сказки написаны народом, и у них нет определённого автора.
Это сказки: «Баба-Яга», «Репка», «Курочка Ряба»
и многие другие сказки. [2]
Литературные
же сказки, написаны известным автором. Они произошли в литературе гораздо позже
- во второй половине восемнадцатого века, а в девятнадцатом веке появились в
русском фольклоре. Например: «Сказку о царе Салтане и о сыне его
славном» написал Александр Сергеевич Пушкин, значит это литературная сказка.
Владимир Фёдорович Одоевский написал сказку «Городок в табакерке», а значит,
это также русская литературная сказка. Ну а я подвожу итог этой темы сказок, и
должен сказать, что постарался подробнее и понятнее рассказать о русских
народных и литературных сказках, и перехожу к следующей теме. [3]
Представим что сказка – это человек, а
человек как мы знаем, нуждается в одежде. Повседневная одежда для
среднестатистического человека- это джинсы, футболка и кроссовки. Так вот,сказка
тоже нуждается в одежде. Только её повседневный наряд составляют постоянные
эпитеты, присказка, зачин и концовка. В этой теме я расскажу поподробнее о так
называемой «сказочной одежде». [3]
Постоянные эпитеты – это определения
(признаки предмета), употребляющиеся в устойчивом сочетании с одним
определяемым словом. Также можно отметить, что постоянные эпитеты в сказках
иногда используются в переносном значении слова. Например: «красная девица»,
что означает очень красивая женщина, девушка и т.д.; «добрый молодец», что
означает хороший или трудолюбивый мужчина; «белый свет» - то же самое, что и
мир. [2]
Присказка – это
прибаутка, которая ритмически организована и предшествует зачину в сказках.
Заканчивается она чаще всего словами: «Это присказка, не сказка, сказка будет
впереди». Например, я знаю такую присказку: «Скоро сказка сказывается, да не
скоро дело делается». [3]
Зачин – это слова сказки, произносящиеся
рассказчиком в самом начале произведения. Зачин бывает совершенно разным в плане того, что он бывает коротким, или
длинным. Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие
герои будут в сказке. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве
жил да был царь, и было у него трое сыновей» (этот зачин взят из сказки «Царевна-лягушка»).
[4]
Концовка
– это заключительные слова сказки, завершение сказки, рассказ о том,
как или чем закончилась история, чаще - обращение автора к слушателю. Например:
«…а кто слушал, молодец». Концовка так же может быть в форме рассказа сказочника о самом себе. Например, известная
концовка из «Сказки о царе Салтане и о
сыне его славном». Эта концовка звучит
так: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
[4]
В заключение хотел бы сказать, что я назвал ещё далеко не
все особенности сказок. Из этого нужно сделать вывод, что не только
сказки, но и наш родной русский язык очень богат, ведь сказки по сути и были
созданы из слов русского языка. Мне самому очень понравилось исследовать
русские народные сказки ,и я хочу возвращаться к этой теме снова и снова…
Литература
1.Русские народные
сказки.- Москва:
2010.-234 с.
2. Универсальный
комплексный словарь-справочник школьника/ Составит.: Е.О. Воскресенская, Н.О.
Воскресенская . -X.: Изд-во «Ранок»,2010.-416с.
3.Сказка как художественное выражение народного
менталитета .Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.:
«Высшая школа», 1966.
4.Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н/Д:
Издательский дом «Вла- дис», 2007.
Немає коментарів:
Дописати коментар